baci1 (baci1) wrote,
baci1
baci1

Category:

"Всё, что я трачу на картины, - мне кажется необходимо нужным". О Третьякове. ч. 4



Собирая галерею, которая станет общедоступной, Павел Третьяков понимал всю ответственность, которую он тем самым на себя берет. Ведь приобретая одну работу и отвергая другую, то есть оставляя ее за бортом галереи, он тем самым определял в действительности очень многое. Как утверждали и художники, и искусствоведы - он во многом определил сам ход, саму историю русской живописи того времени.

Читая воспоминания о нем, понимаешь, что он ни на грамм не пытался переложить с себя эту ответственность - ни на знатоков или критиков, ни на авторитетных художников, ни на кого.
Как пишет в своей книге его дочь Александра Павловна (А.П. Боткина "П.М. Третьяков"), он многих слушал, советовался, но решение всегда принимал сам. Как-то на упрек Репина, что он приобретает многое зря, Третьяков ответил:

"Всё, что я трачу и иногда бросаю на картины, - мне постоянно кажется необходимо нужным; всё, что сделано, - кончено, этого не поправишь, но надо для будущего как примеры, мне необходимо нужно, чтобы Вы мне указали, что брошено, т.е. за какие вещи..."

То есть, Третьяков просит высказаться, какие вещи Репин считает слабыми. В ответ тот перечислил ряд работ. На возражение Третьякова, почему же он сам настоятельно рекомендовал приобрести эти работы, художник просто ответил, что это было под "под минутным настроением". Показательно, да?

Как я уже отмечал, Третьяков много спорил с художниками, часто не соглашался, даже просил переписывать работы. Например, с тем же Репиным был такой случай. В 1884 году на 12-й Передвижной Репин представил свою знаменитую картину "Не ждали", где семья встречает вернувшегося из ссылки революционера-народовольца. Третьяков работу не купил, причем даже его домашние недоумевали, как он мог не приобрести эту вещь. Третьяков пишет Репину:

"Лицо в картине "Не ждали" необходимо переписать, нужно было молодое и непременно симпатичное. Не годится ли Гаршин?"

Вскоре он все-таки купил картину. А Репин ещё много раз (на протяжении нескольких лет) вносил изменения в лицо революционера.
То есть, Третьяков всегда имел свою позицию насчет картины и ее отстаивал. Но это не значит, что он шёл с этой позицией как бык напролом. Всё было сложней, тоньше и интереснее. Иначе бы он не обрел того огромного опыта, авторитета и уважения людей к его делу. В этом смысле меня очень заинтересовал, например, его спор, хотя не с художником, но по поводу картины - с великим писателем Львом Толстым. В следующем посте напишу.

Репин. Портрет М.В. Гаршина (1884)


Tags: Репин, Третьяков, живопись, революционер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments