baci1 (baci1) wrote,
baci1
baci1

Category:

Образ Прометея в культуре разных эпох (ч. 2)



Напомню, что рассмотрение образа Прометея мы начали с самых древних авторов, у которых этот образ встречается и где ему отдано большое внимание - это Эсхил и Гесиод. Рассматривая "Скованного Прометея" Эсхила, мы увидели, что именно, согласно этому древнему автору, Прометей дал людям. Есть в трагедии ещё одно очень интересное место, где описано и то, что Прометей дал, и что он отнял у людей:

Прометей
Ещё у смертных отнял дар предвиденья.
Предводительница хора
Каким лекарством эту ты пресек болезнь?
Прометей
Я их слепыми наделил надеждами.
Предводительница хора
Благодеянье это, и немалое
Прометей
Вдобавок я же и огонь доставил им.
Предводительница хора
И пламенем владеют те, чей век - как день?
Прометей
Оно научит их искусствам всяческим.

Что ж это за огонь, и что за дар предвиденья, отнятие которого можно считать благодеянием? Я тут не буду пересказывать всё то, что сказано в интереснейших статьях в газете "Суть времени" и по поводу прометеева огня, о его связи с древним протокоммунистическим матриархатом, о реально-историческом значении мифа о Прометее. Кому интересно, это действительно стоит прочесть здесь. А заодно и интересную статью Поля Лафарга "Миф о Прометее", с выводами которого согласен такой наш выдающийся философ как А.Ф. Лосев.

Скажу лишь совсем кратко. Прометей принес людям не просто огонь, а огонь из самого зевсова небесного очага. И это действие имеет, насколько я сам понял, два основных итога:
1. поскольку огонь дан всем людям - ведь он внесен в их общий дом-человечество, то это означает равенство людей (как это было при раннем матриархате);
2. людям принесен огонь, которым владели лишь боги - и это делает Человека в каком-то смысле равным богам по своим потенциальным возможностям. То есть, этот жест Прометея символизирует безграничную веру в человека.

Именно в этом ключе, мне кажется, можно понять про отнятие дара предвиденья. Ведь когда можно предвидеть? Когда что-то предрешено, находится во власти внешних высших сил. И человечество, ощущающее себя во власти полного предопределения их судьбы богами - это одно. А человечество, ощущающее себя способным творить свою судьбу (пусть и с участием богов), преодолевать - это совсем другое. Я полагаю, об этом изменении идет речь.

Но я что-то застрял на Эсхиле. Но, думаю, не зря, ведь именно Эсхиловский Прометей стал главной отправной точко для последующих авторов. Пожалуй, Гесиода я пока пропущу (он тоже подробно обсуждался в газете "Суть времени"). И пойду далее, взяв за основу книгу А.Ф. Лосева "Проблема символа и реалистическое искусство" и конкретно ее главу VII "Историческая конкретность символа. Мировой образ Прометея".

Tags: Лосев, Прометей, Эсхил, коммунизм, огонь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments