baci1 (baci1) wrote,
baci1
baci1

Categories:

Ленин и рабочие в Рокфеллеровском центре



В конце 1920-х начале 1930-х все трое великих мексиканских мастеров фрески - Хосе Клементе Ороско, Давид альфаро Сикейрос и Диего Ривера - побывали и поработали в США. Уже ранее они получили большую известность как состоявшиеся мастера.

Ими интересовались, восхищались их мастерством и новизной. Но поскольку они были не просто художниками, а идеологическими борцами-коммунистами, приглашали их с подозрением и опаской. И опасались не напрасно: по поводу их работ возникали многочисленные курьезы и скандалы. О работах Сикейроса, которые послужили причиной его выдворения из США, я вкратце рассказал в прошлый раз. Теперь несколько слов о Диего Ривере.

Встретили Риверу в США неприветливо. Еще бы, генеральный секретарь антиимпериалистической Лиги американских стран, критикует политику президента Гувера. Но уже первые написанные в США фрески вызвали восхищение. С декабря 1930 г. до февраля 1931 г. Ривера пишет сравнительно небольшую (около 44 кв.м) фреску Аллегория Калифорнии для Ланч-клуба Тихоокеанской фондовой биржи в Сан-Франциско.



Известная американская теннисистка, чемпионка мира Хелен Уиллз Муди, ставшая моделью для центральной фигуры на "Аллегории Калифорнии", познакомила Риверу с представителями детройтского института искусств. Ривера получает новый большой заказ на роспись четырех стен внутреннего двора этого института. Так, в 1932-1933 гг. при спонсорстве Эдселя Форда (сына Генри Форда) создается серия фресок "Промышленность Детройта", считающаяся одним из высочайших достижений монументальной живописи.

Общий вид


Западная стена


Северная стена


Южная стена


Уже эта серия фресок возбудила, мягко говоря, некоторую полемику. Вроде бы хорошо изображена мощь и слаженность современной индустрии, показан конвейер по сборке Ford V-8. Но над всем этим технологическим благолепием возвышаются рабочие руки и кулаки. Это вызвало негодование. Критики говорили о богохульстве, непристойности, коммунистичности фрески. Но главное было впереди.

Ещё продолжая работать в Детройте, Ривера получает новый заказ на роспись. И не где-нибудь, а в RCA - Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке. Тема, заданная заказчиком - Человек на перепутье, с надеждой во взгляде и мечтой о выборе нового и лучшего будущего.
Ривера создал фреску.

И вот тут результат вызвал скандал и мощнейшую неприязнь!
Помимо фигуры рабочего, стоящего в центре будущего общества и управляющего всеми процессами, Ривера изобразил ведущуюся борьбу, где с одной стороны - фашистский марш, развлекающиеся богачи и разгоняющие демонстрантов американские полицейские, а с другой - шествие трудящихся по Красной площади, парад физкультурников и, главное, Ленин с рабочими. Ленин и другие идеологи коммунистического движения были введены художником внезапно: на предварительных эскизах они отсутствовали.

С Риверой встречались браться Нельсон и Джон Рокфеллеры и требовали убрать Ленина с глаз долой. Но художник был непреклонен.

Сразу по окончании работы фреска была арестована полицией и заколочена досками. Рабочие, протестовавшие против этого и требовавшие открыть работу, были разогнаны. А в феврале 1934 г. фреска была полностью уничтожена.
К счастью, в том же 1934 году художник получил возможность создать почти полную копию уничтоженной фрески во Дворце искусств в Мехико. Вот она - "Человек - диспетчер Вселенной".



Не хватает сейчас таких художников. Много сумасшедших и провокаторов. Самолюбивых, озабоченных только своими вывертами и открыто плюющих на общество и народ, разрушающих все ценности и нормы. А вот тех, которые бы соединились с народом, показали бы ему исторический вызов нашего времени и призывали бы к преодолению этого вызова, к новым горизонтам, таких художников почти не видно. Но это не повод унывать. Я уверен - появятся! И скоро.
Tags: Диего Ривера, Ленин, США, искусство, коммунизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments