?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Современное поколение плохо умеет читать. Люди часто скользят по поверхности книг, не достигая глубины. Это факт, который наблюдаю по многим, в том числе по себе. Хотя читать всегда любил. Но бывает, прочтешь какое-то художественное произведение, обдумаешь, постараешься вжиться. И вот уже оно отпускает, но тут же четко понимаешь, что ты далеко не всё взял из него. Особо это касается глубоких стихотворных произведений.

Почему так? Причин множество, и в целом они вытекают из того состояния регресса, в котором мы находимся. Это и сниженная эмоциональность, невозможность серьезно пережить прочитанное. И банальная лень детально и глубоко анализировать произведение, так сказать, вгрызаться в него (и тут особенно понимаешь, зачем детям в школе нужно давать помногу писать сочинения). И недостаточное понимание всей важности освоения, скажем, русской классики. И просто нехватка знаний, невидение множества глубинных связей из-за отключенности от целых культурных пластов. Этот перечень можно продолжать. Но главный вопрос - что делать?

Ответ в общем-то прост. Садиться и читать как следует. Есть хорошие проверенные методики - Поварнин, например. Дополнительно можно учить большие отрывки наизусть, играть их самому или с друзьями. Читать критику, ходить в театр (правда, с этим нынче проблемы: риск нарваться на что-то непотребное крайне велик). В целом - этого вполне достаточно.
В обычном состоянии. Но в нынешнем положении всеобщего культурного провала этого все-таки не достаточно.

Ещё одним сильным подходом ликвидации этого провала является комментированное чтение. Подход по сути школьный. Не знаю как сейчас, но в советской школе он применялся. Естественно, для этого нужен человек, который читаемое произведение а) уже сам достаточно глубоко постиг, и б) способен это постижение транслировать (что, согласитесь, требует большого таланта). В школе это делал учитель. Но мне кажется, что сегодня для многих "уже давно не школьников" этот подход был бы крайне полезен и нужен.

Я вот до сих пор под глубочайшим впечатлением от такого чтения С. Кургиняном "Фауста" Гёте в нескольких выпусках "Школы сути" (№№ 21, 22).
Есть и другие замечательные примеры. Например, записи советского мастера Ираклия Андроникова.

Так вот, не верится, что нет сейчас хороших профессионалов-гуманитариев, способных на высоком уровне, талантливо и увлекательно осуществлять такой разбор произведений русской и зарубежной классики. И такая работа, полагаю, может быть организована на базе библиотек. Ведь я уже как-то рассказывал, что в нашей истории библиотеки всегда не просто хранили и выдавали книги, но играли важнейшую развивающую и воспитывающую роль, несли, по словам Анастасии Гачевой, высокое вергилиевское начало. Это сейчас особенно нужно. И организация свободных кружков-клубов комментированного чтения было бы большим подспорьем в преодолении культурного провала. Ведь без такого преодоления, без соединения с родной культурой и постижения общемировой невозможны никакие будущие победы.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
olom1980
Nov. 23rd, 2015 05:24 am (UTC)
согласен с автором. Надо возрождать на телевидении это.
oleggureev
Nov. 23rd, 2015 07:33 am (UTC)
Андроников
Да, Ираклия Луарсабовича нужно чаще слушать, это правильно.
Совсем недавно переслушивал, да не один раз:

step_bg
Nov. 23rd, 2015 12:34 pm (UTC)
Неправильно по-началу понял название вашего поста. Показалось, что вы подметили мысль Поварнина, в которой он призывает делать пометки (комментарии) о появившихся в ходе чтения мыслях. А вы, как оказалось, рассмотрели иной, не менее важный, посыл Поварнина - хорошие книги читать прежде критики (хотя о критике он отдельное слово тоже замолвил).
Спасибо за заметку.
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner