baci1 (baci1) wrote,
baci1
baci1

Category:

Крупный художник является прежде всего выразителем большой социальной мысли (Эйзенштейн о Сикейросе)



Хотел было уже перейти к третьему великому мексиканскому художнику. Но Сикейрос так захватил мои мысли, что, чувствую - должен задержаться, рассказать что-то ещё, показать ещё работы.

После революции в Мексике, в начале 1920-х, у художников-муралистов появилось наконец то, к чему они так стремились. Им стали давать расписывать стены некоторых государственных зданий.


Стихии (фрагмент). 1922-1923. Национальная подготовительная школа. Мехико.

Они принялись за работу с жаром, неся народу Мексики идеи братства, освобождения человека труда от гнета. Параллельно с работой над фресками, Сикейрос двигает свою революционную газету "Эль Мачете".



На газете стоял стихотворный девиз:
Мачете служит тем, кто режет тростники,
Кто прорубает тропы во тьме лесных ночей,
Кто истребляет змей, корчует сорняки
И укрощает злобу презренных богачей.


Но правительство с каждым годом "правеет", и уже в 1929 году запрещаются многие демократические организации и объединения. Запрещается компартия, закрывается "Эль Мачете". Производятся массовые аресты коммунистов. Арестовывают и Сикейроса. Спустя год, так и не предъявив никаких обвинений, его выпустили. Но проживать он мог только в провинциальном городке Таско, затерянном среди скалистых холмов.

Здесь Сикейрос усиленно занялся живописью. За неимением стен, пишет в основном картины на холстах.


Крестьянская мать. 1929.


Пытка. 1930.

Пишет и портреты местных жителей, беря за работу по цене фотографа. Меня поразил такой эпизод.
Как-то к Сикейросу прибежал мальчик и сказал, что сегодня умерла его сестра. Его отец просил сделать ее портрет. Отказать людям в таком горе Сикейрос не мог. Когда он пришел с красками, выяснилось, что они ожидали фотографа. Сикейрос признался, что не сможет соревноваться с фотографом в точности. На что отец сказал:
- И не надо. Вы сделаете портрет лучше, чем сделал бы фотограф. У вас есть сердце, и вы посочувствуете моему горю, а аппарат - бездушная машина.
Умершую одели в лучшее платье. Старшая сестренка придерживала ее, сидящую на стуле.
Сикейрос позже рассказал, что никогда в жизни не чувствовал большей ответственности за свою живопись.
Вот этот портрет.



Год жизни в Таско был плодотворным. Здесь же Сикейрос знакомится с другим великим художником. В Таско приезжает молодой Эйзенштейн - снимать эпизоды своего фильма "Да здравствует Мексика!". Творческие подходы художников оказались близки. Эйзенштейн был также монументалистом, но в кино. Они стали друзьями.


Сикейрос, Эйзенштейн и Тиссе в Таско.

В 1932 году на открытии выставки Сикейроса Эйзенштейн сказал:
"Сикейрос - лучшее доказательство того, что поистине крупный художник является прежде всего выразителем большой социальной мысли, убежденности в большой идее. Чем страстней эта убежденность, тем больше художник".

Продолжение следует.

В тексте использовались цитаты из книги Олега Семенова "Давид Альфаро Сикейрос. Очерк жизни и творчества художника".


Tags: Сикейрос, культура, муралисты, огонь, революция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments