baci1 (baci1) wrote,
baci1
baci1

Categories:

Ороско. Огненный человек



Как обещал, расскажу о самой известной и масштабной работе художника Хосе Ороско - росписи капеллы Приюта Кабаньаса.
Это странно, но я впервые сравнительно недавно вообще узнал об этом художнике. А зацепил меня именно "Человек Огня" - центральная фреска росписи. Она была напечатана в одном из номеров газеты "Суть времени". Она потрясает! Но начну немного сначала.


Комплекс Приюта, включающий больницу, детский дом, богадельню, был основан в 1791 году епископом Гвадалахары. В 1801 году архитектором из Валенсии Мануэлем Тольса началось строительство капеллы, продолжавшееся почти полвека.



Во время войны за независимость (1810-1821) недостроенный собор служил крепостью, здания комплекса в разное время использовались как бараки.
В 1930-х годах Хосе Ороско был приглашен украсить росписями несколько зданий в Гвадалахаре. В том числе и капеллу Приюта.
Тут надо сказать, что молодцы мексиканцы - страшно им полюбился этот очень демократичный вид изобразительного искусства. Много муралей есть в Мексике, но об этом ещё потом.

Итак, пришел Ороско. Площадь стен - 1200 кв. м! Раньше не было у него возможности работать с таким размахом. И он отработал по полной, создав цельную и продуманную композицию - "эпос, в котором сплавились и великие символы жизни, и события современности, и историческая панорама Мексики".



А вот схема расположения и названия работ.





Двенадцать стенных фресок сделаны так, что противоположные пары как бы сопоставляются. "Диктаторы" и "Демагоги".





"Деспотизм" и "Милосердие".





"Механизированная масса" и "Страдающе человечество".





Ороско как обычно досконально выявляет и показывает жестокость. Это и древняя ее стезя - в виде идола Уицилопочтли. И железные конкистадоры. Эту историческую трагедию как ее видит Ороско в двух словах не разобрать. Лучше просто покажу ряд фресок.

"Кортес"


"Монах"


"Испания XVI века"


"Кони"


В одном из торцов помещены два великих художника - Эль Греко и Сервантес - как дань духовной культуре Испании. Для Ороско они - любимые.

Но мне кажется, что вся представленная композиция рассыпалась бы, не будь фрески "Человек огня". Это центр и смысл всей росписи. Без него позиция автора уклончива, без него нет ответа на всю трагичность бытия, всё как бы теряется в повествовании.
Но нет!


Эта фреска как Символ веры художника. Что здесь? Это человек, представляющий жертвенное горение. И он же - вознесшийся. Вокруг него - стихии. Но он как бы разрывает эту трагическую замкнутость и выходит вообще из ограниченного пространства в высоту. Вокруг него - огонь вечной борьбы!



P.S. Нашел ещё вот интересную крутилочку - можно повращаться внутри капеллы, что-то увидеть ещё.


Tags: Ороско, картины, огонь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments